Приняты законопроекты о выплате на покупку жилья для переселенцев из северных поселков

16.05.2018. На 62-й сессии в окончательном чтении были приняты два законопроекта, касающиеся переселения граждан из поселков, находящихся на севере области: «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в поселке Маракан Бодайбинского района Иркутской области» и «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в селе Чуя Мамско-Чуйского района Иркутской области». Как рассказал на сессии министр социального развития, опеки и попечительства В.Родионов, оба населённых пункта не имеют перспектив по развитию, в связи с чем предлагается предоставить жителям выплаты в размере 715,36 тыс. рублей на человека на приобретение жилья. В поселке Маракан, расположенном в 170 км от Бодайбо, зарегистрировано 293 жителя, которые проживают в 17 двухэтажных многоквартирных домах с центральным отоплением. Мэр города Бодайбо и района Евгений Юмашев добавил, что котельная в поселке находится в плачевном состоянии. Ежегодные затраты на содержание поселка составляют 48 млн рублей, в том числе 12 млн – на содержание школы, в которой учатся 28 детей, при этом существует проблема нехватки педагогов. На расселение поселка потребуется 209,6 млн рублей, 50% расходов готова взять на себя АО «Лензолото». По словам Владимир Родионова, в селе Чуя, расположенном более чем в 200 км от Мамы, зарегистрировано 29 человек. В поселке отсутствуют предприятия социальной инфраструктуры, услуги образования, здравоохранения и торговли жители получают в Якутии, которая ближе, чем районный центр. Электричество в поселке есть только 6 часов в день, летом добраться до Чуи можно лишь водным транспортом по реке Витим. Заместитель председателя Законодательного Собрания Иркутской области, председатель комитета по здравоохранению и социальной защите А.Лабыгин отметил, что данные законопроекты прорабатывались на заседании рабочей группы, чтобы снять все имевшиеся вопросы по переселению граждан. В частности, поправками, подготовленными депутатами А.Лабыгиным, А.Лобковым, В.Новожиловым и И.Синцовой к обоим были законопроектам, сумма выплаты на одного человека увеличена до 758,3 тыс. рублей. Для жителей поселка Чуя также предусмотрена возможность приобретения жилья не только в Иркутской области, но и в Республике Саха (Якутия) (Пресс-служба Законодательного Собрания Иркутской области, 16 мая 2018 г.).

Доклад Ассоциации муниципальных образований Иркутской области обсудили на сессии

16.05.2018. На 62-й сессии Законодательного Собрания Иркутской области депутаты обсудили доклад совета муниципальных образований Иркутской области о положении дел в сфере организации и осуществления местного самоуправления в Иркутской области, представленный председателем Ассоциации муниципальных образований Иркутской области В.Семеновым. По словам докладчика, муниципальные образование многие годы находятся в условиях недофинансирования. Ассоциация провела анализ полномочий МО и их финансовых возможностей, сопоставив источники доходов и обязанности, возложенные на органы местного самоуправления. Анализ показал, что во многих муниципальных образованиях на заработную плату и коммунальные платежи уходит более 70% доходов. Объем финансовой помощи муниципальным образованиям из областного бюджета в 2017 году составил более 6 млрд рублей, однако почти все эти средства были строго целевыми. По мнению Вадима Семенова, оценка обеспеченности МО проводится формально, и индивидуальные характеристики муниципалитетов не берутся в расчет. Существует также проблема несоответствия заработных плат глав сельских поселений уровню их ответственности. При этом на индексацию зарплаты муниципальных работников наложен мораторий, а зарплаты работников бюджетных учреждений растут. В результате зарплата главы поселения может быть ниже зарплаты директора Дома культуры, несмотря на то, что ответственность первого гораздо больше. Серьезной проблемой является исполнение предписаний контрольных и надзорных органов, а также исполнение решений судов по их искам, на которые у муниципальных образований не хватает средств. В частности, это вопросы утилизации бытовых отходов, обеспечения качественной питьевой водой и другие. Председатель Законодательного Собрания Иркутской области С.Брилка спросил, какой выход из сложившейся ситуации видит Ассоциация. В.Семенов ответил, что для того чтобы отрегулировать межбюджетные отношения, необходимо взаимодействие, в частности необходимо заслушивать каждый муниципалитет о его планах и требуемых расходах, подходить к каждому индивидуально. Также нужно оценивать эффективность вложений в капитальное строительство и ремонт соцобъектов и дорог, определив приоритеты. В.Семенов также обратился к депутатам с просьбой в июне произвести корректировку областного бюджета с целью выделения финансовой помощи муниципальным образованиям. С.Брилка ответил, что уже направил губернатору Иркутской области письмо с соответствующим предложением. «Депутаты будут настаивать на том, чтобы корректировка состоялась в июне, чтобы муниципалитеты не оказались в затруднительном положении», - подчеркнул спикер ЗС.Депутат А.Егорова предложила создать рабочую группу и провести в июне совещание с представителями муниципальных образований, министерства финансов и других министерств, чтобы отрегулировать межбюджетные отношения. Олег Кузнецов спросил, как правительством региона ведется работа по привлечению инвесторов на образованную в Черемхово территорию опережающего развития. В.Семенов констатировал, что конкретных шагов в данном направлении не сделано. Между тем, по мнению председателя Ассоциации муниципальных образований и мэра Черемхово, для привлечения инвесторов нужны вложения в социальную инфраструктуру и благоустройство, также у каждой ТОР должна быть специализация, в соответствии с которой будет вестись подготовка кадров. Депутат Тимур Сагдеев спросил, какая работа ведется по объединению администрацию муниципальных образований и по реорганизации МО. Вадим Семенов ответил, что проработка вопроса показала, что многие МО выступают против объединения, теперь необходимо проанализировать причины. Подводя итоги обсуждения, председатель комитета по законодательству о государственном строительстве и местном самоуправлении Б.Алексеев подчеркнул, что депутатами подготовлен ряд предложений, в частности о необходимости определения планов развития каждого муниципального образования, о разработке стратегии социально-экономического развития с участием МО, о проведении совещания по проблемам моногородов и другие. После завершения доклада С.Брилка и В.Семенов подписали соглашение о взаимодействии между Законодательным собранием Иркутской области и Ассоциацией муниципальных образований (Пресс-служба Законодательного Собрания Иркутской области, 16 мая 2018 г.).

Правительству региона предложили провести мониторинг закона о полномочиях сельских поселений

17.05.2018. В рамках 62 сессии Законодательного Собрания Иркутской области, которая состоялась 16 мая под председательством С.Брилки, был проведен Муниципальный час. Темой разговора стала эффективность решения вопросов местного значения, закрепленных за сельскими поселениями региона областным законом от 3 ноября 2016 года № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения».
Председатель Думы Дзержинского муниципального образования Иркутского районного муниципального образования Ирина Соколовская в своем выступлении сформулировала основные проблемы муниципальных образований первого уровня: нехватка квалифицированных специалистов и бюджетных средств на обеспечение полномочий. Она высказала ряд предложений для эффективного решения вопросов местного значения. В частности, чтобы регион оказал содействие путем выделения льгот и бюджетных кредитов для разработки ПСД по различным направлениям деятельности для активизации участия поселений в областных и федеральных целевых программах. Также, она предложила выделить тарифы на уличное освещение в сельских поселениях в отдельную группу потребителей электроэнергии с более низкими ставками или приравнять к тарифам для населения. Кроме того, было предложено свести все процедуры по оказанию услуг органами местного самоуправления в один процессуальный кодекс, действующий на всей территории Иркутской области, а также минимизировать издание ОМСУ нормативно-правовых актов, дублирующих федеральное и региональное законодательство. Для Дзержинска, как и для многих других сельских поселений, проблема заключается еще и в том, что на территории зарегистрировано 2,5 тыс. человек, а по факту проживает в два раза больше. Тогда как количество ставок в местных администрациях привязано к количеству зарегистрированных в территории жителей. «Необходимо пересмотреть принцип формирования местных администраций – исходя не из количества зарегистрированных в муниципальном образовании граждан, а с учетом необходимости обеспечения возложенных на ОМСУ полномочий для удовлетворения потребностей населения», - подчеркнула председатель Думы поселения.
Председатель Думы муниципального образования «Хохорск» Боханского района Анна поддержала коллегу, обозначив в числе основных условий обеспечения полномочий МСУ наличие квалифицированных кадров и бюджетного обеспечения. Кроме того, Анна Улаханова поделилась опытом наполнения местного бюджета за счет работы по оформлению в собственность поселения земель сельхозназначения и получения земельного налога и дохода от продажи земельных участков. Муниципальному образованию удалось за пять лет увеличить собственный доходов в три раза.
Председатель Думы Усть-Кудинского муниципального образования Иркутского района Максим Распутин также подержал выводы, сделанные главой Думы Дзержинска. В своем выступлении он озвучил проблему в распределении полномочий районного и поселенческого уровней в сфере водоснабжения и водоотведения. Несмотря на то, что закон прямо относит эти полномочия на уровней муниципальных районов, отведение талых и ливневых вод на рельеф местности не указано в нормативно-правовых актах, и как следствие, не ясно, кто должен отводить талые воды от населенных пунктов. Этот вопрос требует проработки на областном уровне.
Подводя итоги выступлений, председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Законодательного Собрания Борис Алексеев, подчеркнул, что региональный закон работает, однако жизнь вносит свои коррективы. «Слушая доклады, мы убедились в необходимости обратиться к Правительству Иркутской области с тем, чтобы провести мониторинг этого закона, и на его основании разрешить ряд противоречий в распределении полномочий, в частности, по теме водоотведения, вывоза и захоронения твердых бытовых отходов и ряду других. В целом, мы должны не только точечно вносить изменения в закон, необходимо комплексно проанализировать, как этот закон действует, насколько он наполнен финансами, позволяет ли он правильно оказывать услуги населению на местном уровне. Вернуться к этому вопросу осенью с участием палаты сельских поселений, в том числе в части пересмотра механизма межбюджетных трансфертов».
Заместитель председателя Законодательного Собрания Иркутской области, председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Наталья Дикусарова отметила, что необходимо проанализировать также результаты перераспределения доходов от налога с уровня сельских поселений. Еще одна серьезная проблема, требующая внимания – это заработная плата глав сельских поселений. По словам Натальи Дикусаровой, сегодня она значительно ниже, чем средняя по экономике Иркутской области.
Депутаты единогласно утвердили Постановление законодательного собрания, в котором содержится обращение к Правительству с рекомендацией провести мониторинг исполнения закона Иркутской области от 3 ноября 2016 года № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» (Пресс-служба Законодательного Собрания Иркутской области, 17 мая 2018 г.).

Законопроект об информационной поддержке СОНКО принят в первом чтении

16.05.2018. В первом чтении на 62-й сессии Законодательного Собрания Иркутской области был принят проект закона «О внесении изменений в статью 15 Закона Иркутской области «Об областной государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций», внесенный депутатом Э.Дикуновым. Как рассказал председатель комиссии по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями ЗС Э.Дикунов, проектом предлагается дополнить закон положениями о содействии в производстве и распространении социальной рекламы и информационных материалов о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в средствах массовой информации, а также о предоставлении площади для публикаций информационных материалов о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в печатных средствах массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти области. «Социально ориентированные некоммерческие организации – важный институт гражданского общества. Зачастую именно они приходят на помощь гражданам, однако им и самим необходима поддержка, в том числе информационная, чтобы рассказывать о своей деятельности и популяризировать ее», – пояснил автор законопроекта. Также на сессии было принято постановление «Об информации о состоянии, проблемах и перспективах социально ориентированной деятельности некоммерческих организаций в Иркутской области за 2017 год». Парламентарии решили принять информацию к сведению (Пресс-служба Законодательного Собрания Иркутской области, 16 мая 2018 г.).

Заксобрание приняло парламентский запрос о необходимости капремонта участка дороги Чуна – Тайшет

17.05.2018. Обращение вице-спикера Законодательного Собрания Иркутской области Н.Дикусаровой первому заместителю губернатора Иркутской области – председателю правительства области Р.Болотову о необходимости принятия незамедлительных мер по проектированию и капитальному ремонту участка Чуна – Тайшет автодороги Тайшет – Чуна – Братск признано парламентским запросом. Такое решение принято депутатским корпусом на сессии областного парламента, которая прошла 16 мая под председательством спикера ЗС С.Брилки. Как напомнила Наталья Дикусарова, в октябре 2017 года был открыт проезд на участке Чуна – Братск автодороги Тайшет – Чуна – Братск. Этот проект имеет важнейшее значение для Тайшетского и Чунского районов. Теперь жители этих территорий имеют возможность проехать до Братска напрямую, а не через Тулун. Однако в связи с вводом в эксплуатацию этого проезда значительно возросли нагрузки на уже существующий участок Чуна – Тайшет этой автодороги, что усугубляет и так неудовлетворительное состояние существующего проезда. Весной и осенью указанный участок автодороги становится непроезжим. Для жителей Чунского и Тайшетского районов это единственная дорога, которая связывает между собой эти территории. На этом участке дороги в Чунском районе находятся несколько мостов, которые также имеют неудовлетворительное состояние и требуют срочного ремонта. При этом, по словам парламентария, для поддержания безопасного и круглогодичного сообщения в период подготовки проектно-сметной документации до выполнения работ по капитальному ремонту дороги необходимо выделение дополнительных средств на содержание дороги. Кроме того, при строительстве дороги не была учтена необходимость строительства подъездной автомобильной дороги к поселку Чукша в Чунском районе, и в перспективе необходимо предусмотреть строительство обхода населенного пункта Квиток. «В связи со сложившейся крайне тяжелой ситуацией, прошу незамедлительно принять меры по проектированию и капитальному ремонту участка Чуна – Тайшет автодороги Тайшет – Чуна – Братск, а так же по решению всех вопросов, обозначенных в данном обращении», – подчеркнула Н.Дикусарова (Информационное агентство «Сибирские новости», 17 мая 2018 г.).