Итоги 62-й сессии Законодательного Собрания Иркутской области

17.05.2018.62-я сессия Законодательного Собрания Иркутской области состоялась 16 мая 2018 года. Всего в повестку было включено 58 вопросов. Большая часть вопросов была посвящена социальной защите. В окончательном чтении парламентарии рассмотрели проект закона «О приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов Иркутской области», а также законопроект «О ветеранах труда Иркутской области», определяющий условия получения звания – количество наград, трудовой стаж, пенсионный возраст. Были рассмотрены изменения в закон «О ежемесячной денежной выплате неработающим пенсионерам в Иркутской области», которые расширяют перечень документов, подтверждающих страховой стаж. На утверждение сессии был вынесен окончательный вариант изменений в Закон Иркутской области «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Иркутской области», предусматривающий дополнительные возможности использования средств областного материнского капитала.
В повестку 62-й сессии также был включен проект закона, наделяющий Молодежный парламент при Законодательном Собрании Иркутской области правом разработки проектов региональных законов, поправок к ним и внесения их в порядке законодательной инициативы в областной парламент. Ранее соответствующие изменения были внесены в Устав Иркутской области. Кроме того, на сессии был рассмотрен проект постановления о присуждении премии Законодательного Собрания Иркутской области в сфере молодежной политики, определяющий получателей премии в 2018 году.
Муниципальный час в этот раз был посвящен теме эффективности решения вопросов, определенных региональным законом «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения».
На сессии депутаты обсудили информацию по парламентскому запросу Законодательного Собрания Иркутской области губернатору региона «О деятельности акционерного общества «Корпорация развития Иркутской области», изменения в прогнозный план (программу) приватизации областного государственного имущества на 2018 год. Обсудили и ряд вопросов, касающихся обеспечения жильем отдельных категорий граждан, в том числе была заслушана информация об эффективности расходования денежных средств, предусмотренных в бюджете Иркутской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Следующая сессия Законодательного Собрания Иркутской области состоится 7 июня 2018 года.

Заксобрание приняло парламентский запрос о необходимости капремонта участка дороги Чуна – Тайшет

17.05.2018. Обращение вице-спикера Законодательного Собрания Иркутской области Н.Дикусаровой первому заместителю губернатора Иркутской области – председателю правительства области Р.Болотову о необходимости принятия незамедлительных мер по проектированию и капитальному ремонту участка Чуна – Тайшет автодороги Тайшет – Чуна – Братск признано парламентским запросом. Такое решение принято депутатским корпусом на сессии областного парламента, которая прошла 16 мая под председательством спикера ЗС С.Брилки. Как напомнила Наталья Дикусарова, в октябре 2017 года был открыт проезд на участке Чуна – Братск автодороги Тайшет – Чуна – Братск. Этот проект имеет важнейшее значение для Тайшетского и Чунского районов. Теперь жители этих территорий имеют возможность проехать до Братска напрямую, а не через Тулун. Однако в связи с вводом в эксплуатацию этого проезда значительно возросли нагрузки на уже существующий участок Чуна – Тайшет этой автодороги, что усугубляет и так неудовлетворительное состояние существующего проезда. Весной и осенью указанный участок автодороги становится непроезжим. Для жителей Чунского и Тайшетского районов это единственная дорога, которая связывает между собой эти территории. На этом участке дороги в Чунском районе находятся несколько мостов, которые также имеют неудовлетворительное состояние и требуют срочного ремонта. При этом, по словам парламентария, для поддержания безопасного и круглогодичного сообщения в период подготовки проектно-сметной документации до выполнения работ по капитальному ремонту дороги необходимо выделение дополнительных средств на содержание дороги. Кроме того, при строительстве дороги не была учтена необходимость строительства подъездной автомобильной дороги к поселку Чукша в Чунском районе, и в перспективе необходимо предусмотреть строительство обхода населенного пункта Квиток. «В связи со сложившейся крайне тяжелой ситуацией, прошу незамедлительно принять меры по проектированию и капитальному ремонту участка Чуна – Тайшет автодороги Тайшет – Чуна – Братск, а так же по решению всех вопросов, обозначенных в данном обращении», – подчеркнула Н.Дикусарова (Информационное агентство «Сибирские новости», 17 мая 2018 г.).

Законопроект об информационной поддержке СОНКО принят в первом чтении

16.05.2018. В первом чтении на 62-й сессии Законодательного Собрания Иркутской области был принят проект закона «О внесении изменений в статью 15 Закона Иркутской области «Об областной государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций», внесенный депутатом Э.Дикуновым. Как рассказал председатель комиссии по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями ЗС Э.Дикунов, проектом предлагается дополнить закон положениями о содействии в производстве и распространении социальной рекламы и информационных материалов о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в средствах массовой информации, а также о предоставлении площади для публикаций информационных материалов о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в печатных средствах массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти области. «Социально ориентированные некоммерческие организации – важный институт гражданского общества. Зачастую именно они приходят на помощь гражданам, однако им и самим необходима поддержка, в том числе информационная, чтобы рассказывать о своей деятельности и популяризировать ее», – пояснил автор законопроекта. Также на сессии было принято постановление «Об информации о состоянии, проблемах и перспективах социально ориентированной деятельности некоммерческих организаций в Иркутской области за 2017 год». Парламентарии решили принять информацию к сведению (Пресс-служба Законодательного Собрания Иркутской области, 16 мая 2018 г.).

Правительству региона предложили провести мониторинг закона о полномочиях сельских поселений

17.05.2018. В рамках 62 сессии Законодательного Собрания Иркутской области, которая состоялась 16 мая под председательством С.Брилки, был проведен Муниципальный час. Темой разговора стала эффективность решения вопросов местного значения, закрепленных за сельскими поселениями региона областным законом от 3 ноября 2016 года № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения».
Председатель Думы Дзержинского муниципального образования Иркутского районного муниципального образования Ирина Соколовская в своем выступлении сформулировала основные проблемы муниципальных образований первого уровня: нехватка квалифицированных специалистов и бюджетных средств на обеспечение полномочий. Она высказала ряд предложений для эффективного решения вопросов местного значения. В частности, чтобы регион оказал содействие путем выделения льгот и бюджетных кредитов для разработки ПСД по различным направлениям деятельности для активизации участия поселений в областных и федеральных целевых программах. Также, она предложила выделить тарифы на уличное освещение в сельских поселениях в отдельную группу потребителей электроэнергии с более низкими ставками или приравнять к тарифам для населения. Кроме того, было предложено свести все процедуры по оказанию услуг органами местного самоуправления в один процессуальный кодекс, действующий на всей территории Иркутской области, а также минимизировать издание ОМСУ нормативно-правовых актов, дублирующих федеральное и региональное законодательство. Для Дзержинска, как и для многих других сельских поселений, проблема заключается еще и в том, что на территории зарегистрировано 2,5 тыс. человек, а по факту проживает в два раза больше. Тогда как количество ставок в местных администрациях привязано к количеству зарегистрированных в территории жителей. «Необходимо пересмотреть принцип формирования местных администраций – исходя не из количества зарегистрированных в муниципальном образовании граждан, а с учетом необходимости обеспечения возложенных на ОМСУ полномочий для удовлетворения потребностей населения», - подчеркнула председатель Думы поселения.
Председатель Думы муниципального образования «Хохорск» Боханского района Анна поддержала коллегу, обозначив в числе основных условий обеспечения полномочий МСУ наличие квалифицированных кадров и бюджетного обеспечения. Кроме того, Анна Улаханова поделилась опытом наполнения местного бюджета за счет работы по оформлению в собственность поселения земель сельхозназначения и получения земельного налога и дохода от продажи земельных участков. Муниципальному образованию удалось за пять лет увеличить собственный доходов в три раза.
Председатель Думы Усть-Кудинского муниципального образования Иркутского района Максим Распутин также подержал выводы, сделанные главой Думы Дзержинска. В своем выступлении он озвучил проблему в распределении полномочий районного и поселенческого уровней в сфере водоснабжения и водоотведения. Несмотря на то, что закон прямо относит эти полномочия на уровней муниципальных районов, отведение талых и ливневых вод на рельеф местности не указано в нормативно-правовых актах, и как следствие, не ясно, кто должен отводить талые воды от населенных пунктов. Этот вопрос требует проработки на областном уровне.
Подводя итоги выступлений, председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Законодательного Собрания Борис Алексеев, подчеркнул, что региональный закон работает, однако жизнь вносит свои коррективы. «Слушая доклады, мы убедились в необходимости обратиться к Правительству Иркутской области с тем, чтобы провести мониторинг этого закона, и на его основании разрешить ряд противоречий в распределении полномочий, в частности, по теме водоотведения, вывоза и захоронения твердых бытовых отходов и ряду других. В целом, мы должны не только точечно вносить изменения в закон, необходимо комплексно проанализировать, как этот закон действует, насколько он наполнен финансами, позволяет ли он правильно оказывать услуги населению на местном уровне. Вернуться к этому вопросу осенью с участием палаты сельских поселений, в том числе в части пересмотра механизма межбюджетных трансфертов».
Заместитель председателя Законодательного Собрания Иркутской области, председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Наталья Дикусарова отметила, что необходимо проанализировать также результаты перераспределения доходов от налога с уровня сельских поселений. Еще одна серьезная проблема, требующая внимания – это заработная плата глав сельских поселений. По словам Натальи Дикусаровой, сегодня она значительно ниже, чем средняя по экономике Иркутской области.
Депутаты единогласно утвердили Постановление законодательного собрания, в котором содержится обращение к Правительству с рекомендацией провести мониторинг исполнения закона Иркутской области от 3 ноября 2016 года № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» (Пресс-служба Законодательного Собрания Иркутской области, 17 мая 2018 г.).

Доклад Ассоциации муниципальных образований Иркутской области обсудили на сессии

16.05.2018. На 62-й сессии Законодательного Собрания Иркутской области депутаты обсудили доклад совета муниципальных образований Иркутской области о положении дел в сфере организации и осуществления местного самоуправления в Иркутской области, представленный председателем Ассоциации муниципальных образований Иркутской области В.Семеновым. По словам докладчика, муниципальные образование многие годы находятся в условиях недофинансирования. Ассоциация провела анализ полномочий МО и их финансовых возможностей, сопоставив источники доходов и обязанности, возложенные на органы местного самоуправления. Анализ показал, что во многих муниципальных образованиях на заработную плату и коммунальные платежи уходит более 70% доходов. Объем финансовой помощи муниципальным образованиям из областного бюджета в 2017 году составил более 6 млрд рублей, однако почти все эти средства были строго целевыми. По мнению Вадима Семенова, оценка обеспеченности МО проводится формально, и индивидуальные характеристики муниципалитетов не берутся в расчет. Существует также проблема несоответствия заработных плат глав сельских поселений уровню их ответственности. При этом на индексацию зарплаты муниципальных работников наложен мораторий, а зарплаты работников бюджетных учреждений растут. В результате зарплата главы поселения может быть ниже зарплаты директора Дома культуры, несмотря на то, что ответственность первого гораздо больше. Серьезной проблемой является исполнение предписаний контрольных и надзорных органов, а также исполнение решений судов по их искам, на которые у муниципальных образований не хватает средств. В частности, это вопросы утилизации бытовых отходов, обеспечения качественной питьевой водой и другие. Председатель Законодательного Собрания Иркутской области С.Брилка спросил, какой выход из сложившейся ситуации видит Ассоциация. В.Семенов ответил, что для того чтобы отрегулировать межбюджетные отношения, необходимо взаимодействие, в частности необходимо заслушивать каждый муниципалитет о его планах и требуемых расходах, подходить к каждому индивидуально. Также нужно оценивать эффективность вложений в капитальное строительство и ремонт соцобъектов и дорог, определив приоритеты. В.Семенов также обратился к депутатам с просьбой в июне произвести корректировку областного бюджета с целью выделения финансовой помощи муниципальным образованиям. С.Брилка ответил, что уже направил губернатору Иркутской области письмо с соответствующим предложением. «Депутаты будут настаивать на том, чтобы корректировка состоялась в июне, чтобы муниципалитеты не оказались в затруднительном положении», - подчеркнул спикер ЗС.Депутат А.Егорова предложила создать рабочую группу и провести в июне совещание с представителями муниципальных образований, министерства финансов и других министерств, чтобы отрегулировать межбюджетные отношения. Олег Кузнецов спросил, как правительством региона ведется работа по привлечению инвесторов на образованную в Черемхово территорию опережающего развития. В.Семенов констатировал, что конкретных шагов в данном направлении не сделано. Между тем, по мнению председателя Ассоциации муниципальных образований и мэра Черемхово, для привлечения инвесторов нужны вложения в социальную инфраструктуру и благоустройство, также у каждой ТОР должна быть специализация, в соответствии с которой будет вестись подготовка кадров. Депутат Тимур Сагдеев спросил, какая работа ведется по объединению администрацию муниципальных образований и по реорганизации МО. Вадим Семенов ответил, что проработка вопроса показала, что многие МО выступают против объединения, теперь необходимо проанализировать причины. Подводя итоги обсуждения, председатель комитета по законодательству о государственном строительстве и местном самоуправлении Б.Алексеев подчеркнул, что депутатами подготовлен ряд предложений, в частности о необходимости определения планов развития каждого муниципального образования, о разработке стратегии социально-экономического развития с участием МО, о проведении совещания по проблемам моногородов и другие. После завершения доклада С.Брилка и В.Семенов подписали соглашение о взаимодействии между Законодательным собранием Иркутской области и Ассоциацией муниципальных образований (Пресс-служба Законодательного Собрания Иркутской области, 16 мая 2018 г.).